Устали наблюдать за тем, как кто-то из ваших друзей ленится и не желает менять свой образ жизни, тогда как ему давно пора бросить курить и заняться спортом? Достучаться до строптивца можно так, что он и сам будет удивлен. Для этого необходимо только правильно определить его психотип.
Некоторые регулярно ходят на прием к врачу, а другие, напротив, стараются самостоятельно лечить свой организм. По мнению психологов, все зависит от личной метапрограммы, в которую входят личные цели и жизненные установки человека. Классифицировать метапрограммы можно парами, в каждой из которых одна противоположна другой. Несмотря на то, что названия у них не совсем понятны обычному человеку, объяснения у них вполне понятные.
Откровенно говоря, такой подход можно назвать манипуляцией. Но цель должна оправдывать средства. Проанализируйте поведение вашего знакомого в той или иной ситуации и, исходя из этого, влияйте на него правильным образом.
2 основных психотипа
Первый тип – соглашатель. Люди такого типа чаще всего уже заранее со всем согласны, кем бы ни был их собеседник, врачом или тренером. Как правило, убедить таких людей сделать что-либо не составляет особого труда, они легко соглашаются с тем или иным способом оздоровления.
Второй тип – оппонент. Тут уже не все так просто. Как правило, такие люди обладают врожденным чувством противоречия. Убедить таких людей можно, используя следующие фразы:
-
«Я сомневаюсь, что тебе будет интересно заняться своим здоровьем».
-
«Похоже, ты еще не готов к тому, чтобы избавиться от лишнего веса».
-
«Перспективы у тебя, конечно, есть, но маловероятно, что дело дойдет до конкретных действий».
-
«Я сомневаюсь в твоей способности выполнять все указания доктора».
После подобных фраз у оппонента проснется чувство противоречия и он, скорее всего, сделает все, чтобы доказать обратное.
Внутренняя и внешняя референция
Люди с внешней референцией, как правило, смотрят на себя и на мир с точки зрения авторитетных для них лиц, например, родственников, друзей, руководства на работе. Также в качестве авторитета может быть и более обобщенная система, например, наука, религия, различные публикации.
Эффективный способ достучаться до такого человека – приводить в качестве примера авторитетов:
-
«По статистике, все успешные люди ежегодно проходят обследование у специалистов, учитывая врачебные рекомендации в построении своего жизненного графика».
-
«Представляешь, Бил Гейтс ежедневно совершает утреннюю пробежку и тщательно следит за своим питанием!».
Манипулировать человеком, обладающим внутренней референцией, гораздо сложнее. Как правило, он оценивает окружающий мир изнутри себя. Единственный авторитет для него – он сам. Позыв вести себя как все такие люди могут воспринять как оскорбление. Однако и для таких людей можно подобрать правильные слова:
-
«Ты сам прекрасно понимаешь, что тебе необходимо избавиться от лишнего веса».
-
«Это, конечно, не мое дело, но ты и сам знаешь, что тебе нужно беречь свой позвоночник».
Процедуры или возможности
Людей, предпочитающих возможности, без труда можно убедить в необходимости лечения, описывая все перспективы и возможности, которые он получит вместе со здоровьем.
-
«Ты сбросишь несколько десятков лет!».
-
«Ты без труда поднимешься на пятый этаж, как будто у тебя появились крылья».
-
«Всего несколько недель диеты, а потом сможешь сколько угодно наслаждаться вкусом любимых блюд».
Людям, предпочитающим процедуры, схему выздоровления нужно представить в виде пошаговой инструкции, лучше даже в письменном виде с указанием точного времени и распорядком дня. Указывать нужно все: количество упражнений или же необходимое количество лекарства, сколько раз в день и сколько ложек. Именно такой подход воодушевит и придаст энтузиазма.
«Достигатель» или «избегатель»
Девиз достигателя – цель оправдывает средства. Воздействуя на такого человека, важно обозначить все перспективы в карьере или личной жизни, которые появятся у него вместе со здоровьем:
-
«Только благодаря правильному режиму можно сделать успешную карьеру».
-
«Безупречный внешний вид – залог успеха при проведении многих переговоров».
Избегателя же не очень привлекают новые возможности, важнее всего для него сохранить то, что уже есть. В таких случаях успешно срабатывает шантаж:
-
«Нужно обязательно лечиться, иначе ты потеряешь работу!».
-
«Если не избавишься от вредных привычек, непременно станешь импотентом».
Сам или другой
Эгоист всегда «сам». Концентрируя свое внимание только на себе, ошибочно полагает, что и для всех остальных это самое интересное. Если захотели направить такого человека в правильное русло, вам помогут слова: «Для тебя это будет лучше».
Люди, чаще думающие о других, беспокоятся о комфорте близких больше, чем о своем. Убедить такого человека можно, дав ему понять, что для его близких так будет лучше: «Представляешь, как обрадуется твоя семья, когда ты бросишь курить».