Данный материал публикуется с разрешения клиентки. Имена, возраст и другие способы идентификации изменены намерено. Статья является выжимкой главного из серии приемов
Кате, 32 года, замужем, ребенок. Трудно, практически невозможно, оставаться одной. Когда кто-то уходит из дома, в голове – «Не бросай меня…». Одиночество, замешанное на страхе потери.
Катя, грамотная в психологии клиентка – четко сформулировала запрос – разобраться с состоянием брошенности. Она описала яркие моменты когда эта «брошенность» ярко проявлялась:
«… — Мне было года три – четыре, да да я еще писать не умела. Я проснулась ночью, как то дотянулась до светильника, включила свет. Я дома была одна – мама на работе видимо. Страх, беззащитность. Брожу по квартире. Встала около входной двери – стала ждать, там и заснула…»
Клиентка, описывая эту ситуацию, буквально была в этой квартире, в этом переживании брошенности.
«…Второй случай произошел на вокзале – родители, куда-то уезжали, я оставалась с бабушкой. Перрон, вагон, запах вокзала – «Я вцепилась в маму, в голове – «Не бросай меня…». Поезд уже трогался, меня чуть ли не вытолкнули из вагона, дверь вагона захлопнула. Весь вечер и ночь я рыдала…»
Эта картинка как живая у меня в голове – «Я, чувствую этот запах вокзала до сих пор…». Она продолжила.
«…Меня «забыли» в детском саду. Воспитательница, зная адрес, повела домой. Дверь, звонок – никто не открывает… — в голове – «Меня бросили…»
Во взрослом возрасте «брошенность» включалась также ярко и глубоко
«…Любимый мужчина, неожиданной назначил встречу и как «снег на голову» – «У меня через два часа самолет… Он из другой страны, улетал на родину. – «Не бросай меня, пожалуйста, не бросай…» — стонал мой разум и тело…»
Понятно, что Катя окружила себя «присутствием» своих родных, чтобы не слышать это – «Не бросай меня…». Ей, было, сложно — шла постоянная борьба внутри — животный страх одиночества и разум.
Глубоко сопереживая ей, при этом отметил безоценочно несколько моментов: 1. Эгоцентризм Кати – «все мне, мне…». Но, ведь «я» (эго) оно, по сути – самостоятельно. 2. Избегание – от чего она бежит в это «не бросай меня»? 3. А кто то «я» которая всё это создает? Пора познакомиться с этой частью личности
— Катя, пусть в пространстве проявится та часть тебя, которая все это переживает – Попросил ее я – «Этот образ может быть буквальный или метафорический, это не важно…» — Она смотрела вдаль
— «Я сижу брошенная на асфальте около метро. Мимо проходят люди – никто меня не замечает» — она «сидела на грязном асфальте» — «И у этой «тебя» есть переживание брошенности, опиши, как оно выглядит…? – продолжил я
— В области груди, какое то облако темное…. — она соприкоснулась со вкусом этого состояния. Некоторое время осознавала «облако», потом я продолжил
— Посмотри, пожалуйста, чего избегает «брошенная сидящая на асфальте Катя» — Она сместила внимание на «параллельное» пространство
— «Она» («я») хочет убежать от одиночества …- Ответила Катя – «То есть твое переживание одиночества это избегание одиночества? – Резюмировал я — Она удивленно согласилась
— Давай соприкоснемся с «тем», избегаемым, одиночеством – Она «сместилась» туда
— Это какой-то вакуум, пустота, там комфортно – Она попала в суть истинного «одиночества» — «Есть даже какая то защищающая оболочка вокруг тела… Да, там хорошо»
Я некоторое время наблюдал, как Катя свыкается с тем, чего избегала. Потом я начал саму терапию
— Перенеси, пожалуйста, «вакуум и оболочку» в детство в квартиру, где ты проснулась ночь.- она созерцала — «Маленькой Кате, нормально. Покрутилась по квартире и спокойно пошла спать…» — клиентка улыбалась
— А теперь перенеси это состояние на вокзал – Катя переносилась во времени – «Да, я на вокзале. Чуть — чуть грустно, но в целом все хорошо. Мир на самом деле, какой то большой и столько много интересного – предметы, вещи какие-то… Уезжающие родители, просто как часть всего…» — «Брошенность» повисшая в моем кабинете, в начале работы, растворялось пустотой и красотой «одиночества».
Конечно же, мы отыграли «вакуум с оболочкой» и на других ситуациях «брошенности». И в каждой, происходило не просто переписывание сценария, а глубинное разрушение смысла переживаний…. Одно растворялось в другом
— «Катя, каждый раз, страдая из за брошенности ты стремилась, на самом деле, попасть в комфортное «одиночество». Страдания это как «вход» в «вакуум и оболочку».
Прямо на моих глазах клиентка пробовала ощутить брошенность, но автоматически попадала в «вакуум и пустоту» — Цепь замкнулась сама на себе!!!
Немного пояснений. У Кати было два «одиночества» (условно), одно – «одиночество – страдание», второе «одиночество — сущностное». В сущностном нет страданий, так как оно выражает само Эго человека. Клиентка застряла в страданиях, но куда она хотела «убежать»? Да, да именно в свою суть в свое Эго. Мы просто соединили это!
P.S.
Нет, плохих чувств, есть отсутствие глубины восприятия – что прячется за этим «плохим» чувством? Какая главная идея страданий? И самое главное — если «я» страдаю, то это нужно для чего то, по-настоящему важному – так в чем же главная суть?
Психолог Марат Латыпов